Детский сад "Белочка" село Байкальское.

Родительское собрание «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребёнка» 22.04.2019г.

23 апреля [чт]

Конспект родительского собрания «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребёнка»

Воспитатель Непомнящих Наталья Николаевна

Цель: поиск совместных путей решения проблем воспитания.

Задачи:

- сформировать у родителей понимание необходимости тесного сотрудничества семьи с детским садом;

- обогащать родителей педагогическими знаниями;

- вовлечь в обсуждение нюансов воспитания;

- вызвать желание поделиться личным опытом воспитания;

- создать положительный эмоциональный настрой.

План

1. В ногу со временем. Внедрение ФГОС.

2. Особенности возраста.

3. Почему ребёнку нужна игра?

4. Разное.

Ход собрания:

Что можно было вместе о главном рассуждать.

Мы всех вас пригласили на встречу в детский сад.

Нам очень нужно с вами союзниками стать.

Различные вопросы мы будем обсуждать.

И деткам нашим вместе мы станем помогать.

Прислушиваться будем мы к вашим пожеланиям,

Подробно вам расскажем о детском воспитании.

Уважаемые родители, сегодня наше родительское собрание посвящено проблеме сотрудничества семьи и детского сада. Необходимость и важность взаимодействия ДОУ и семьи очевидны. Успешность достижений ребёнка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребёнок проводит в детском саду и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

В ногу со временем. Внедрение ФГОС.

- Что такое «семья»? Каково ваше мнение?

(ответы родителей)

- Да семья – это, прежде всего, любовь.

Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.

Недаром восточная мудрость гласит:

Если ты думаешь на год вперёд, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперёд, посади дерево. Если ты думаешь навек вперёд, воспитай человека.

А как вы думаете, что такое «воспитание»?

(ответы родителей)

Воспитание – это целенаправленное воздействие субъекта на объект. За воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Благополучного воспитания можно достигнуть только при взаимодействии семьи и других социальных институтов (школ, детских садов и т.д).

Несмотря на разные методы воспитания, родители и воспитатели преследуют одинаковые цели. Многие семьи считают, что раз они видят ребёнка только утром и вечером, то главное влияние на их чадо оказывает детский сад. Это ошибочное мнение, главная роль в воспитании остаётся за родителями. Чтобы в процессе воспитания достигнуть положительного результата, требования к ребёнку и дома и в детском саду должны быть одинаковыми. Для этого между воспитателем  и родителями должен быть налажен контакт. Так, например, воспитатель детского сада начал учить детей работать ножницами, но деткам сложно сразу правильно резать. Поэтому им даётся домашнее задание, исполнить которое должны помочь мама или папа. Дети дошкольного возраста легко поддаются влиянию, на них сильно действует атмосфера в семье. Образцом поведения для малышей становятся окружающие их родные. Все человеческие качества ребёнка начинают формироваться в семье. Именно от семьи зависит, будет ребёнок любознательным или инертным, открытым и чутким или чёрствым и замкнутым, добрым или жестоким.

Макаренко подчёркивал:

«Воспитание – есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги»

- Детский сад не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не детский сад выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты.

- Скажите, пожалуйста, а каким вы хотите видеть своего ребёнка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы его наделить?

(на доске прикреплён ватман с нарисованным деревом без листьев)

- У каждого из вас есть зелёные листочки. Напишите на них качества, которыми вы хотите наделить вашего ребёнка?

(родители пишут качество, подходят по очереди к дереву и, называя вслух написанное слово, приклеивают к дереву листок)

- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

- Посмотрите, какое красивое получилось дерево. Именно от нас с вами зависит, каким вырастет ребёнок – сухим, пустым, злым и чёрствым, или разносторонним, счастливым, добрым и будет обладать теми качествами, что написаны на листочках.

- Именно совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, когда все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, вместе подводят итоги деятельности.

Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры, а детский сад делает всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей.

- Взаимодействие семьи и детского сада, тесное сотрудничество родителей и педагогов играет важную роль в процессе обучения и развития детей.

Следовательно, нашими совместными задачами являются:

- сделать детский сад и семью сотрудниками в воспитании детей;

- обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие детского сада и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;

- обеспечить единство требований детского сада и семьи.

А.С. Макаренко говорил: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед стариной».

Младший возраст – такой период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребёнка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. Психологи обращают внимание на «кризис трёх лет», когда младший дошкольник, ещё недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своём требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребёнка должен быть изменён в направлении предоставления дошкольнику большой самостоятельности. Если малыш говорит «Я сам», значит – наша общая задача поддержать его стремление к самостоятельности, не погасить это стремление критикой неумелых действий ребёнкаи не высказывать нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.

Как мы формируем самостоятельность в детском саду?

В самообслуживании – это дежурство, в процессе которого дети учатся сервировать стол перед приёмом пищи, класть и убирать за собой салфетки, задвигать стулья, продолжаем учить детей последовательно одеваться и раздеваться. Объясняем, например, что прежде чем обуться, надо надеть шорты; чтобы правильно одеть колготы, платье, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; прежде чем надеть куртку, надо надеть брюки и т.д. Ваша задача эту же работу продолжать в домашних условиях. Совместно учим детей застёгивать пуговицы и завязывать шнурки. Обучая детей навыкам самообслуживания, не забываем о приёме поощрения. В детском саду, одобряя действия малыша, мы привлекаем внимание остальных детей. Поощрения вызывают у ребёнка чувство радости, создают уверенность в том, что он может, умеет сам что – то делать, побуждают его и других детей к проявлению самостоятельности. Формируя навыки самообслуживания, не следует забывать о воспитании бережного отношения к вещам. Объясняем, что свои вещи нельзя бросать, потому что мама их стирала и гладила, что вещи перестанут быть красивыми, если их валять, свои вещи надо класть в свой шкаф или на свой стульчик. И поощрение здесь опять выступает важным инструментом воспитания.

В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми о чём свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Главное не отмахиваться от детских вопросов. Не гасить любознательность к окружающему миру. Идя домой из детского сада, понаблюдайте за деревьями, транспортом, ветром, природными явлениями, расскажите интересную историю, которая приключилась. Например. С воробышком или листиком, прочитайте стишок или просто пообщайтесь с ребёнком, о том, как прошёл день. В 3-4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для трёхлетнего ребёнка характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнёром открыто высказывать негативную оценку («Ты не умеешь играть»). Однако ему всё ещё нужны поддержка и внимание взрослого. Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни – это скорее игра рядом, чем вместе. Постепенно к 4 годам ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтение большим компаниям, девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в которых принимают участие две – три подруги.

Почему ребёнку нужна игра?

Игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Вы заметили, что. Покупая современные игрушки, взрослые порой охотнее играют в них, чем сами дети? Это не случайно. Когда одного учёного спросили: «Что вы станете делать, если начнётся конец света?», - он ответил: «Играть». Заметьте: не плакать, не спасаться, не молиться, а играть! Да взрослое человечество играет.

- Помните, во что играли вы в своём детстве?

(отвечают родители)

К сожалению, современные дети, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит психологов и педагогов во всём мире. Чтобы вы сказали, если бы птицы перестали петь. Зайцы перестали прыгать, а бабочки – летать? Играть стали не меньше, а хуже. Изменилось само качество, сама суть детской игры: она стала какой – то невесёлой, агрессивной, индивидуалистичной. Всё больше примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и всё чаще переходящих в озорство и даже хулиганство и т.п. Некоторые взрослые недооценивают роль игры в развитии их ребёнка.

Пример: Отец – моя дочка всё время играет. Она постоянно разговаривает сама с собой, сделала кассу, нарезала бумажные «деньги», перекладывает их  с места на место. Разве это помогает её развитию?

Вопрос: В чём. По вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребёнка?

(мнение родителей)

Комментарий воспитателя: Для ребёнка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, лётчиком и т.д. В игре ребёнок приобретает новые  и уточняет уже имеющиеся у него знания. Активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма, Играя, ребёнок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным.

1 ситуация

Однажды Слава предложил ребятам, играющим в семью:

- Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить домой поздно и пить вино. А потом буду скандалить.

Ира возразила:

- не надо скандалить. Мой папа никогда не ругается. И пить вино – это плохо, - добавляет Женя.

- Это почему ж плохо? Мой папа всегда так делает, - убежденно сказал Слава и, набрав удлиненные детали строителя, добавил: - Вот сколько бутылок вина я вам принесу! Вопросы:

- Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?

- Почему, по вашему мнению, она сложилась?

Комментарий воспитателя: просто ребёнок изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности.

2 ситуация:

На участке детский гомон. Новенький, мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город. – Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ним? – обращается к ребёнку воспитатель. Тот удивлённо смотрит и равнодушно отвечает:

- Не – е- е. Я их сейчас, расстреляю! Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесённый из дома, и целится в сторону играющих.

- За что же ты их хочешь расстрелять? – снова обращается к мальчику педагог.

- А так, ни за что. Я разбойник! Сейчас совершу на них на – лёт! – В голосе недружелюбные нотки.

- Ему бы только стрелять да в войну играть, - жалуется вечером мать воспитателю.

- Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, - замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет  пистонами, самодельный щит, лежащие в хозяйственной сумке матери. Да, конечно, - соглашается мать, - он требует, приходится покупать. Боевой растёт, даже слишком.

- А вы не пытались его переключить на другие, спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например.

- А зачем? – недоумевает женщина. – Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья – разбойника! Какое это имеет значение!

Вопросы:

- Какое значение, по вашему мнению, в становлении личности имеют те роли, которые берёт на себя ребёнок?

- В чём, по вашему, состоит воспитательное значение игр?

Комментарий воспитателя:

Принять на себя роль – значит действовать как кто – то, поставить себя на место другого. Причиной появления игровой роли является стремление ребёнка включится в заманчивый для него мир взрослых. Показателем появления роли является ответ на вопрос «Кто ты?». Если ребёнок ответит , что он космонавт,  шофёр, папа и т.д, значит он принял роль. Часто ребёнку трудно выйти из игры, прервать её, переключится на другие виды деятельности. Эту способность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание.

Ситуация 1: обратитесь к ребёнку, играющему в больницу

Выход из ситуации «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать»

Ситуация 2: обратитесь к ребёнку, играющему в «Водителя»

Выход из ситуации «машины едут в гараж»

Итак мы с вами выяснили, что детям 4 года жизни свойственно:

1. Потребность в самостоятельности;

2. Увлечённость игрой;

3. Любознательность;

4. Общение со сверстниками.

5. Мы сами, бывало, противоречим сами себе, поэтому в воспитании надо основываться на единых требованиях:

- Будьте к своему ребёнку в меру добры и требовательны, если хотите чего – то добиться.

- Прежде чем дать оценку действиям ребёнка, попробуйте вникнуть в ситуацию.

- Покажите ребёнку хороший пример.

Давайте объединим наши усилия в предъявлении детям единых требований ведь наша общая цель: воспитывать добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, бабушек и дедушек, сестрёнок и братишек, всех друзей и близких. Проводить совместные мероприятия по различным направлениям: праздники, приглашение на выставки работ воспитанников, участие в конкурсах поделок, рисунков, совместное  оформление стенгазет и т.д.

Предлагаю вам дорогие родители, завершить нашу встречу высказыванием добрых слов и пожеланий друг другу, и в этом нам поможет клубочек. Обмотайте вокруг пальчика ниточку, и передайте клубочек следующему! Обматывая пальчик ниткой, вы должны сказать своё пожелание.

Посмотрите, пожалуйста, каждый из нас соединён ниточкой, и не просто ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении долгих лет. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья наших детей! Думаю вы со мной согласитесь! Подведя итог нашему с вами общению, я уверена, что наши совместные усилия дадут хороший результат в воспитании детей.

c20fd4b7c39b56ca3aaa37d3f0605efd.jpg

dc01c866d0b4348fe2b691b0ab50c11d.jpg

4cb76f764af8c036fa307d2d4428a800.jpg