ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующая МБДОУ
детский сад «Белочка»
Протокол № _1_ __________Шубина И.Ф
от 29.08. 2019 г. Приказ от ___________20___г №
Перспективный план по самообразованию на тему:
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Воспитатель: Непомнящих Н.Н
2019
Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность» вторая младшая подгруппа
Цель:
воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями , по охране и защите природы
Задачи:
формирование у детей системы знаний.
формирование у детей трудовых навыков и умений.
формирования у детей любви в природе.
Актуальность
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.
Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является ИГРА. В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании.
В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников, применением новых видов игровой деятельности.
Сентябрь.
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Развивающая среда |
1.Сбор материалов в копилку «Подарки осени»
2.Беседы о лете.
3.Экологические игры: «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты. Д/задача: Развивать умение различать овощи и фрукты.
-«Найди листок, какой покажу» Д/задача: Развивать умение различать и сравнивать листья по величине, форме, цвету.
Чтение стихов, потешек, познавательных сказок. |
Папка-передвижка
«Прогулки с детьми осенью».
Организовать сбор листьев деревьев разной формы и размера, желуди. |
Оформить уголок природы.
Изготовление эколого – дидактических игр:
«Найди тень птицы».
«Найди птицу».
Фоторепортаж «Воспоминания о лете!» |
Октябрь.
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Развивающая среда |
1.Чтение художественной литературы о животных и птицах.
2.Наблюдения за природой.
3.Праздник осени
4.Дидактические игра:
«Где чье гнездо?». |
Организовать сбор книг о природе в книжный уголок.
Папка-передвижка
«Зачем детям нужно знать, что такое экология».
Выставка «Дары природы». |
Оформить альбом «Насекомые». |
Ноябрь.
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Развивающая среда |
1.Изготовление поделок из природного материала.
2.Беседы о цветах:
«Кто живет на подоконнике?»
Составление описательного рассказа на тему: «Комнатные растения».
3.Наблюдения за природой.
4.Эк.лото «Животные и птицы»
5.П/и «Зайка беленький сидит», «Воробышки и кошка». |
Продолжить сбор книг о природе в книжный уголок.
Папка-передвижка.
«Природа - общий дом».
Родительское собрание на тему: «Экология и мы». |
Создать картотеку дидактических игр.
Создание коллекции шишек. |
Декабрь.
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Развивающая среда |
1.Подкормка птиц.
2.Наблюдения и опыты в природе.
3.Чтение сказок: «Заюшкина избушка», «Три медведя»
4.Заучивание стихов о зиме, загадки.
5.Наблюдения за природой.
6.Зимние подвижные игры.
7.Д/и «Назовем, что видим»
8.Беседа «Как мы играем
зимой». |
Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.
Памятка «Как помочь птицам пережить зиму»
Организовать сбор изготовленных из бумаги снежинок. |
Подбор материала для оформления картотеки по темам: «Деревья»,
«Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы луговые», «Цветы садовые», «Дикие животные», «Домашние животные» и т.д. |
Январь.
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Развивающая среда |
1.Наблюдения и опыты со снегом, льдом.
2.Наблюдения в природе.
6.Исследования: снег – вода – лед.
7.Д/и «Загадки и отгадки» |
Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?»
Папка-передвижка«Роль игры в развитии ребенка»
Приобщить родителей к созданию в группе огорода на подоконнике. |
Изготовление экологической игры по теме: «Растения».
Создать «Огород нана подоконнике». |
Февраль.
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Развивающая среда |
1.Экологические игры: «Зимняя столовая», «Зимующие птицы»
2.Подкормка птиц на прогулке.
3.Опыты с водой, льдом: «Цветные льдинки»
4.Целевая прогулка: «Поделки из снега»
5.Беседы: «Что ты знаешь о птицах?»;
«Зачем помогать птицам зимой»;
«Как живут наши пернатые друзья зимой». |
Изготовить папку-передвижку
«Играем вместе»
«Как знакомить малышей с природой?» |
Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород».
Изготовить игру «Найди такую же снежинку» |
Март.
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Развивающая среда |
1.Поделки из природного материала: «Плетень», «Лесовичок».
4.Беседы: «На что похожи облака», «О птицах»
5.Наблюдения в природе.
6.Подкормка птиц.
7.Поэзия о весне (заучить).
8.П/и «Воробушки и автомобиль». |
Семинар-практикум для детей и родителей: «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе».
Консультация «Весенние прогулки» |
Изготовление эк\игры «Где ты живёшь?».
Стенгазета со стихами и фотографиями детей «Зимняя прогулка в детском саду!» |
Апрель.
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Развивающая среда |
1.Наблюдения и опыты в природе.
2.Экологические игры: «Угадай по описанию»
3.Беседы: «Мамы и их малыши».
4.Д/и. «Когда это бывает?» Д/задача: Освоение умений различать части суток: день, ночь, вечер, утро, - пользуясь цветовыми моделями. |
Папка-передвижка
«Роль семьи в развитии экологического, воспитания детей дошкольного возраста».
Изготовить и принести бумажные кораблики. |
Создать условия для наблюдения за берёзовой веткой.
Изготовить картинки для рассматривания «Живая природа»
Изготовить игру «Когда это бывает?» |
Май.
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Развивающая среда |
1.Обследование детей
2.Чтение потешек: «Солнышко», «Дождик – дождик», «Радуга – дуга»
3.Экологические игры: «Кто, где живёт?», «Найди дерево по описанию»
4.Беседы: «Что подарит лето нам?», «Что солнце нагревает быстрее?», «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детёныши, рассмотреть иллюстрации)
5.Наблюдения на прогулках.
8. Чтение художественной литературы. |
Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем селе».
Привлечь родителей к участию в конкурсе «Мусорная фантазия» изготовление поделок из пластиковых бутылок. |
Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные».
|
Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. и др. Воспитание, образование и
развитие детей 3-4 лет в детском саду. – М.: Просвещение, 2005.
Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981
Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод.пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010
Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005
Агаева Е.Л., Брофман В.В., Булычева А.И. и др. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. – М.: Просвещение, 1991
Дыбина О.В.Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. – М.: Педагогическое общество России, 2007